К вопросу о готовности студентов к современным информационным технологиям

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
RSS
К вопросу о готовности студентов к современным информационным технологиям, Авторы: Кашкина Т.В., Мешкова С.С., Соловьева И.В.
 
К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К СОВРЕМЕННЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Кашкина Т.В., Мешкова С.С., Соловьева И.В.
ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет
путей сообщения», г. Иркутск, Россия
Научный руководитель: доц. М.Г. Евдокимова

Ведущие учёные полагают, что смешанное обучение стимулирует: выработку навыков самообучения и поиска информации, необходимость самостоятельного изучения материала способствует развитию ответственного отношения к обучению, самомотивации, планированию времени, личной активности в поиске интересующей информации и т.д. Данный вопрос на сегодняшний день стал актуальным и злободневным. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что сочетание традиционного с дистанционным обучением отвечает требованиям современного образовательного процесса и даёт возможность обучающимся в полной мере получить курс обучения. Но насколько готово современное поколение обучаться в условиях применения новейших методик в дистанционном обучении остаётся нерешённым, по сей день для многих учёных. Чтобы выяснить ситуацию о готовности студентов самостоятельно работать в системе сети Интернет, нами был проведён опрос среди студентов 2 курсов разных вузов города Иркутска (ИрГУПС, ИрГТУ, ИрГУ). Опросу подверглось 50 респондентов по теме «Я на «Вы» с компьютером?» Респондентам было предложено три вопроса, на которые надо было дать один из трёх ответов: «да», «нет», «не уверен».
Первый вопрос касался преимуществ дистанционного обучения: «Легче ли вам усваивать материал дистанционно, нежели чем в аудитории?». Респонденты выразили в большей степени предпочтение работать традиционно в аудитории. Следующий вопрос был направлен на самостоятельную работу студента в режиме онлайн. «Можете ли вы освоить материал самостоятельно, без чей-либо помощи?» Результат опроса показал, что обучение в онлайн не стало ещё неотъемлемой частью учебного процесса. Если и происходит это, то эпизодично. Третий вопрос был направлен на выявление умения и навыка поиска информации в Интернете: «Можете ли вы самостоятельно найти информацию по интересующей вас теме в сети Интернет?» Ответы свидетельствовали о том, что респонденты не дали однозначного ответа на этот вопрос. Из личного опыта не всегда можно найти информацию. Чаще всего либо доступ к ней закрыт по каким-то причинам, либо интересующий материал платный. Очевидно, что эпоха постиндустриала ещё не настала, а переход к дистанционному обучению требует многих корректировок, даже если это смешанное обучение.
 
Светлана, каковы преимущества смешанного обучения перед дистанционным, если общество, в принципе, не готово обучаться в on-line режиме?
 
Светлана, обучались ли Вы когда-нибудь дистанционно? Испытывали ли Вы трудности в обучении и при каких обстоятельствах? На сколько востребовано обучение в дистанционном режиме на сегодняшний день?
 
Вероника, на самом деле смешнное обучение как раз и объединяет в себе работу дистанционно (то есть в on-line режиме), и работу в группах, в аудиториях. Это и является основным преимуществом смешанного обучения над дистанционным, потому как у большей части населения нашей страны, к сожалению, просто не развиты навыки обучения на расстоянии, получая материалы из сети
 
Да, приходилось обучаться дистанционно, и хочется заметить, что это в принципе удобно для получения знаний. Но трудности конечно же присутствовали, ведь у всех видов обучения есть свои минусы, в основном они заключались в недопонимании материала и невозможности быстро проконсультироваться у тех кто дает этот материал.
 
Как вы думаете, если бы было синхронное обучение (выхода модератора курса и обучающегося в сеть) при дистанционном, возникла бы необходимость в смешанном обучении?
 
Да действительно дистанционное обучение в России это новшество и реализация подобного вида получения знаний далека от идеала, но это лишь начальный этап. Малограмотность населения при работе с компьютерной техникой, высокая мощного компьютера, отсутствием интернета в удаленных уголках нашей страны, сравнительно небольшой сроком существования персональных компьютеров который до сих пор некоторые считают роскошью: это все играет не на руку развитию дистанционного обучению, хотя я считаю это довольно перспективное направление в развитии современного образования в целом.
 
Но, вот пародокс! Мы ещё не готовы обучаться дистанционно, хотя у всех есть (почти у всех) выход в Интернет в домашних условиях. Нас обучают информационным технологиям в школах, продолжают обучать в вузах. Дистанционное обучение исторически зародилось именно в России. Именно Россия является радоначальником этого обучения, а мы не заслуженно забыли об этом. Преподаватели вели переписку со тудентами, обучающимися заочно. Это сечас этот вид обучения получил другую модификацию, в режиме on-line. Но потом всё забылось. Следуя прекрасным традициям, о которых мы же забыли, подхватили Испания, Франция, Великобретания, Италия, Германия, Австрия и т.д. А мы не готовы следовать своим же традициям. Что это? Технофобия? Недостаточная оснащённость техническими средствами? Половые различия (на Мадагаскаре мужчины стирают бельё)? Этнические особенности (в силу своих этнических особенностей некоторые этнические народности не способны обучаться кораблестроению, хотя проживают на побережьях своей страны и всю жизнь занимаются морским делом, рыболовством)? Это не вопросы, а идеи к размышлению, дальнейшему исследованию затронутой проблемы.
 
И ещё одна проблема: версии компьютеров обновляются чуть ли не каждый день, следовательно, программы усложняются, дистанционное обучение переходит на более высший уровень. Поспеет ли наша страна в таких гонках за качеством работы, а не за её количеством? :D
 
Самое интересное, наша страна не поспевает за сменой событий, за новыми методами преподавания в on-line режиме, но стремится подстроиться под тактику европейского общества. Те сменили дистанционное образование на смешанное. И мы хотим так же. Их поступки оправданы средствами, а наши чем объясняются.
 
Не раз приходилось сталкиваться с проблемами связанными с дистанционным обучением, многие из которых связаны в т.ч. и с менталитетом студентов их неготовности к восприятию новых технологий, хотя в теории все вроде бы должно быть наоборот
 
всё так и есть, суденты лучше воспринимают все нововведения, это однозначно! но почему то не стремяться проявлять активность, в том числе и в дистанционном обучении!
Изменено: света мешкова - 20 Февраля 2010 18:45:48
 
Скажите, насколько, по-вашему, велика роль информационных технологий в современном обучении. Не считаете ли вы что такая легкость в поиске информации слишком упрощает процесс обучения и расслабляет студентов?
 
Как вы представляете себе развитие системы дистанционного обучения? Возможно ли получать прибыль с обучающегося по интернету? Ведь бюджет образовательного учреждения складывается не только из бюджетных средств.
 
Здравствуйте, уважаемые участники конференции.
Не могу разделить вашего пессимизма в отношении перспектив e-learning в нашей стране. Уже сегодня на наших глазах в стране складываются тенденции, которые позволят надеяться на то, что в недалёком будущем e-learning станет обыденным явлением нашей жизни. Вспомните, что ещё совсем недавно мобильный телефон был диковиной для абсолютного большинства россиян. А сегодня им пользуются почти все - от дошкольников до пенсионеров. Да, действительно, в настоящий момент готовность росссиян к сетевому миру нельзя назвать удовлетворительной, мы где-то на 68-ом месте среди остальных стран мира. Однако есть уверенность в том, что этот разрыв будет преодолён. Уже в этом году планируется запустить проект "Электронное правительство", что в значительной степени повысит ИКТ-компетентность российских граждан. Студенты как наиболее активная часть общества уж точно не останутся в стороне.
Студенты Иркутского государственного университета путей сообщения Кашкина, Мешкова и Соловьёва, избрав для своего научного исследования проблему готовности студентов к дистанционному обучению,подтверждают это предположение. Своим исследованием они ставят вопросы, а вопросы, как известно, порой бывают важнее ответов. В ходе исследования ребята установили, что пока ещё большинство студентов отдают предпочтение традиционным методам обучения. Но обратите внимание на важную деталь в полученных результатах, а именно, теми же респондентами отмечается, что обучение с применением ИКТ в вузе сегодня носят эпизодический характер. Это означает, что студентам до сих пор не показали преимущества использования ИКТ в образовательных целях. А как можно отдавать предпочтение тому, о чём имеешь (и это в лучшем случае!) лишь смутное представление? Одним словом, ребята провели очень ценное исследование, которое позволяет сделать вывод о том, что за готовность студентов к e-learning не приходится беспокоиться. Дело теперь за педагогами высшей школы. Разрабабатывайте новые курсы, размещайте их в Сети, шаг за шагом внедряйте новые информационные и коммуникационные технологии в процесс обучения, меняйте привычные Blackboards на Smartboards и вы удивитесь тому, как быстро e-learning станет для ваших студентов привычной академической практикой.
Авторам статьи желаю новых идей и новых исследований!
Педагогам желаю успеха в нелёгком деле внедрения ИКТ в образовательный процесс!
Всего самого наилучшего и тем. и другим!
С уважением,
доцент ИрГУПС, канд. пед. наук
Г.Ю. Кравец
Страницы: 1
Читают тему