Основные формы человеческой действительности

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
RSS
Основные формы человеческой действительности, В сообщении описывается четыре формы человеческой действительности.
 
Основные формы человеческой действительности

Основными формами человеческой действительности являются: общественно-экономическая формация, цивилизация, культура, человечество.

Общественно–экономическая формация

Общественно–экономическая формация – это конкретно–историческая форма существования и функционирования общества, отражённая общественно–экономическими отношениями в человеческой действительности.

Общественно–экономическая формация состоит из:
  • Производительных сил, которые включают в себя людей с их способностями и навыками применять орудия труда, а также средства производства, при помощи которых, человек, воздействуя на природу, создаёт мир очеловеченной природы;
  • Семейных, и связанных сними брачных, отношений. Их характер зависит в первую очередь от характера господствующих в обществе экономических отношений;
  • Межличностных отношений, представляющих, сферу взаимного непосредственного общения людей между собой. Эти отношения играют важную роль в сфере воспитания, медицинского оборудования, короче во всех сферах жизнедеятельности людей. Они являются социальной формой, в рамках которой и посредством которой решаются важные вопросы производства и воспроизводства человека;
  • Отношения быта людей – это реально существующие способы и возможности удовлетворения жизненных потребностей, а так же непосредственные условия, в которых протекает их жизнедеятельность, от которых зависит жизнедеятельность. Уровень развития, состояние этих отношений влияет на уровень производства труда, психологическое и физическое состояние человека. Таким образом, отношения быта выступают в качестве производственных отношений в процессе производства и воспроизводства человека.
Производство и воспроизводство человека своей исходной посылкой имеет производство материальных благ и средств для их производства.

Общественно–экономическая формация выполняет следующие функции:
  • Описывает отношения быта и их функции;
  • Обеспечивает эффективность производства, работы научно исследовательских институтов; морально–психологический климат в трудовых коллективах, в семье, в обществе со стороны межличностных отношений.
Однако, каждая общественно – экономическая формация не возникает на пустом месте. Для каждой формации необходимы определенные, материальные, социальные и духовные предпосылки. В то же время, каждая общественно–экономическая формация самим ходом своего развития подготавливает предпосылки собственного отрицания перехода к другой формации. Важно, что развитие и смена общественно-экономических формаций представляет собой структурно-содержательную сторону становления и развития человека.

Цивилизация

Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный). Этот термин, в XVIII веке был упомянут в работе Мирабо (Мирабо Оноре-Габриель Ракетти 09.03.1749 – 02.04.1791г., Франция) «Друг людей или трактат о народонаселении»(1757) Можно сказать, что цивилизация, рассматриваемая как форма человеческой действительности, представляет собой организационно-регулятивный аспект человеческой деятельности.

Цивилизация возникает на определённой ступени развития общества, на основе развития производства, общественного разделения труда, уложения социальной структуры общества и взаимоотношений между социальными субъектами, расширения и углубления обмена между индивидами, социальными группами, классами, между обществом и личностью, между человеком и природой, короче на основе дифференциации во всех сферах жизни общества.

Можно сказать, что цивилизация является ступенью развития общества, его самоорганизации и самостоятельной регуляции и характеризуется тем, что взаимоотношения между социальными субъектами, между различными сторонами жизни регламентируются, регулируются при помощи выбранных установок, норм, законов, а так же организаций и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества в его поступательном развитии. Взаимосвязи и отношения между социальными субъектами, между индивидом и обществом регламентируются и регулируются, осуществляются и воспроизводятся особыми средствами, которые приобретают относительную самостоятельность по отношению к различным социальным субъектам. Эта характеристика является общей и применима к развитию любого народа, в любом регионе. Однако, разложение первобытного общества и переход к цивилизации в различных регионах, различных исторических условиях происходил не одинаково, как в силу специфики внутреннего развития, так и в силу влияния внешних факторов.

С усилением интеграционных процессов в жизнедеятельности общества, в нём усиливается тенденция к сближению различных стран по всему миру в сфере производства, в сфере общественных отношений, в его политической и духовной жизни. Цивилизация обеспечивает решение вопросов регулирования взаимоотношения между людьми, странами, регионами необходимости защиты прав человека, утверждения социальной справедливости в интересах всего человечества.

Культура

Культура (от лат. cultura – земледелие, воспитание, почитание) – определённая целостность, в которой находит своё проявлении сущность человека как реальный процесс жизнедеятельности во всём богатстве и многообразии. Стоит отметить, что в культуре главным является не только человеческая деятельность, а сам человек. Деятельность же выступает как способ и средство удовлетворения потребностей человека, способ и средство, результат и предпосылка его жизнедеятельности. Культура, таким образом, представляет собой процесс неуклонного созидания человеком себя как родового существа, создание своей родовой сущности.

Субстанциональной основой культуры является сущность человека. В решении вопроса о структуре культуры, следует выделить два аспекта. Первый из них заключается в том, что, так как сущность человека выступает как субстанциональная основа культуры, то и ее структурные элементы (основные уровни, порядки человеческой сущности) выступают в качестве субстанциональной основы структурных элементов культуры. Второй аспект в решении этого вопроса заключаются в раскрытии взаимосвязи сущности культуры и её действительности, так же как в выявлении того, что структура культуры представляет собой способ проявления бытия её сущности.

Первый элемент структуры культуры – культура жизненных потребностей и способов её удовлетворения и воспроизводства. Культура удовлетворения потребностей, другими словами – культура жизненных потребностей и способов их удовлетворения - охватывает весь спектр непосредственной жизнедеятельности человека: что и как человек ест, что и как пьёт, во что одевается, каковы его жилищные условия и т. д.

Вторым структурным элементом культуры (или вторым её уровнем) является культура процесса производства, в котором изготовление орудий труда приобретает значение особой (социальной) потребности. Однако главным компонентом всё же является человек с его умственными способностями, с его познавательными и умственными возможностями, с его целеустремлённостью.

Третьим структурным элементом является культура общественных отношений. Эта культура является сферой, а уровень её развития – показателем, характеризующими специфику производства и воспроизводства человека, как социального субъекта. Это система способов, средств и результатов становления и развития человеческой сущности.

Важным четвёртым уровнем культуры является культура общественного сознания, проявляющаяся в духовной жизни общества, в духовном мире личности. Духовная культура – это система способов, средств и результатов становления и развития человека, как социального существа, который сознательно и целенаправленно преобразуя окружающий мир и самого себя, обеспечивает не только условия своего наличного существования, но и решает вопросы будущности человека.

Следующим (пятым) структурным элементом культуры является сфера свободы и творчества. В культуре свободы и творчества находит своё проявление степень становления человека в качестве субъекта социальной деятельности. Реализация свободы и творчества является показателем того, в какой степени цели и результаты деятельности соотносятся, с одной стороны, с потребностями и интересами людей, а с другой – с объективными закономерностями и тенденциями развития общества и природы.

Говоря о структуре культуры, нельзя обойти вниманием культуру потребности общества как целостной системы и способов их удовлетворения. В процессе исторического развития общества происходит формирование общественных потребностей, удовлетворение которых становится условием жизнедеятельности всех социальных субъектов.

В историческом процессе культура играет важную роль в сохранении преемственности человеческого опыта, передаваемого от поколения к поколению. Это касается и сферы жизненных потребностей и способов их удовлетворения, и сферы производства, общественных отношений, духовной жизни общества, свободы и творческой деятельности, а так же сферы жизнедеятельности общества, как целостности. В этом процессе культура выступает в трёх основных ипостасях. Во-первых, возникнув в процессе становления и развития человека, для каждого последующего этапа являются исходным основанием. Во-вторых, культура выступает в качестве непосредственного способа осуществления жизнедеятельности. В-третьих, она выступает как результат непосредственной жизнедеятельности, как предпосылка дальнейшего поступательного движения.

Человечество

Понятие «человечество» представляет собой субъектное бытие общества, т.е. оно характеризует общество как субъекта деятельности. В этом понятии обращается внимание главным образом не на структуру связей и отношений, в которых осуществляется жизнедеятельность людей, а на функционирование общества как определенной целостной системы.

Человечество сформировалось под воздействием факторов мирового масштаба. В результате, элементам структуры человечества можно сопоставить процессы, создавшие эти элементы.

Человечество с одной стороны представляет собой результат расселения человека по планете Земля. Здесь человечество предстает в качестве суммарного целого, в рамках которого, даже при отсутствии взаимосвязей между различными регионами, проявляется общность жизнедеятельности всех отдельных социумов.

Важную часть в структуре человечества составляют коммуникативные связи между регионами.

Формирование к обществу отношения, как к социальному субъекту деятельности, позволяет сделать вывод о том, что общество, как субъект деятельности, и способы удовлетворения его потребностей представляют собой часть структуры человечества.

Важную сторону структуры составляют методы и системы, создаваемые для решения глобальных проблем. Речь идёт, к примеру, о международных организациях.

Человечество обеспечивает выживаемость человека с помощью коммуникативных связей и взаимодействия регионов (социальных общностей, стран и прочее).

Формы человеческой действительности, как условия её существования

Перечисленные формы человеческой действительности отвечают за решение следующих важных вопросов:
  • развитие производства и науки;
  • избегание конфликтов в межличностных отношениях;
  • защита интересов и прав человека, утверждение социальной справедливости;
  • историческое наследование духовных ценностей;
  • взаимодействие регионов по всему миру.
Можно сказать, что эти формы человеческой действительности во многом определяют уровень и способы поддержания жизни человека на Земле (отсутствие войн, решение глобальных экологических проблем и т.п.)

Вывод о важности изложенных форм

Общей субстанциональной основой указанных форм человеческой действительности является человеческая сущность. Эти формы описывают такие вопросы как научная деятельность, духовная деятельность и коммуникативные связи между регионами. Требует внимания тот факт, что представление человеческой действительности этими формами, не является исчерпывающим. Например, не доказано что не существует проблем, которые нельзя решить в рамках одной из этих форм или их комбинации. Но можно признать, что перечисленные формы занимают важное место в структуре мира бытия человека.

Литература

1. Зубов В.С., Осичнюк Ю. В. и др. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. Второе издание. – Киев: «Hiка-Центр» «BICT-C», 1997г. – С. 195-235. – ISBN 966-521-047-5.

Ссылки

http://ru.wikipedia.org/wiki/Мирабо,_Оноре_Габриель
http://ru.wikipedia.org/wiki/Культура

ноябрь 2011 года Шабулин Владимир Викторович
Страницы: 1
Читают тему