Отношение человек-мир основная проблема философии. Материя.

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
RSS
Отношение человек-мир основная проблема философии. Материя., Об отношении мир-человек-материя
 
Отношение человек-мир основная проблема философии

Материя

Мате́рия (от лат. materia – вещество).

Человечество с давних времён ищет предельные основания мира и человека. Поиск субстанциональных основ бытия приводит к философии материализма. В этой философии основным предметом изучения стали материя и её отношение к человеку. Стоит заметить что, поиск первоначал, первооснов бытия никогда не был для философии некой интеллектуальной самоцелью. Он всегда движим острейшей практической и мировоззренческой потребностью: уяснить место человека в мире, величие и ответственность человеческих деяний, найти «земные» основы такого величия, земные же условия его достижения.

В диалектико-материалистическом миропонимании материя неуничтожима и несотворима, её высшей формой организации является человек. В философию материализма значительный вклад внёс марксизм. Эта философия занимается поиском взаимосвязей между двумя взглядами на материю. Первый – это гносеологическая характеристика материи как объективной реальности, данной человеку в его ощущениях, отображаемой этими ощущениями и существующей независимо от них (т.е. как независимого от сознания объективного мира). Второй – мировоззренческое осмысление материи в её «человекомерности», с позиций уяснения места, занимаемого в иерархии различных форм бытия материи той, внутри которой возникает и саморазвивается человек, способы его воздействия на окружающую действительность, формы его мироотношения.

Форма организации материи, к которой принадлежит человек, весьма специфична, это – материя, обладающая сознанием как духовным регулятивом жизнедеятельности. Это обстоятельство послужило источником идеалистических представлений о субстанциональной основе человека и окружающего мира. Довольно длительный период осуществлялся в философии с позиций принципа элементарности: все вещи и явления сводятся к неким первоэлементам, отличающихся от образуемых ими вещей. Однако «оконечивание» субстанции как первоосновы и сущности всех вещей чревато кризисами, которые могут возникать при каждом очередном углублении человеческого познания в сущность материи. С учётом этого В.И. Ленин (1870-1924гг. Россия, СССР) сформулировал своё понимание материи. Не связывая содержание материи с элементами конкретного строения вещей и Вселенной, с их структурной организацией, это понимание акцентирует лишь на всеобщем свойстве их материальности – способности объективного существования независимо от человеческого сознания. О материи именно в таком понимании говорится в этом сообщении.

Фундаментальным свойством материи является способность к самодвижению. В процессе самодвижения материи возникают различные по сложности формы её существования, выражающие присущую ей системную организацию. В современной философской литературе их обычно характеризуют следующим образом:
  • системы неживой природы (элементарные частицы, в том числе античастицы, поля, атомы, молекулы, микроскопические тела, космические системы различных порядков – Земля и другие планеты, Солнце и другие звёзды, Галактика, системы галактик);

  • биологические системы (вся биосфера от микроорганизмов до человека: внутриорганизменные биосистемы, надоргонизменные системы, вся биосфера);

  • социально-организованные системы (человек, семья, различные коллективы, партии, классы, нации, государства, системы государств, общество, человечество в целом);
Эти три системы можно распределить по уровням зависимости. Неживая природа существует за счёт баланса внутренних и внешних кинетических энергий. Биологические системы используют неживую природу и добавляют к ним информационные процессы связи и управления. Социальные системы включают в себя, соответственно, биологические системы и неживую природу, добавляя социальные связи и отношения.

Сохраняясь в любых превращениях вещей, свойство независимости от человека свидетельствует о несотворимости и неунечтожимости материи, о её вечном и бесконечном существовании, из чего следует вывод о первичности материи относительно сознания.

Материя первично относительно сознания, независима от его субъекта человека. Важно отметить что, для материи необходимым и достаточным условием самосохранения является её вечность, бесконечность, способность к самодвижению, самопревращениям, самообновлению. Не имея никаких «внешних» по отношению к себе «гарантов» самосохранения, она и не нуждается в таковых. Не обладает внешними гарантами самосохранения и высшая форма саморазвития материи – человеческая цивилизация. Более того, для последней необходимы, но вовсе не достаточны те условия самосохранения, которыми обладает материя в целом, если они не дополнены таким принципиальным условием, как достаточно развитая способность материи к самосознанию, если хотите – к сознательной саморегуляции в лице человека. Подтверждением этого, может служить то обстоятельство, что возможно представить существование материи после уничтожения человечества, но не наоборот.

Литература

1. Зубов В.С., Осичнюк Ю. В. и др. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. Второе издание. – Киев: «Hiка-Центр» «BICT-C», 1997г. – С. 171-187. – ISBN 966-521-047-5.

Ссылки

http://ru.wikipedia.org/wiki/Ленин
http://ru.wikipedia.org/wiki/Материя_(философия)

Шабулин Владимир Викторович
октябрь 2011г
Страницы: 1
Читают тему